Дублер Курортного проспекта – участок от р.Сочи до р.Псахе.
III очередь строительства.
В рамках подготовки Олимпийских игр по Федеральной целевой программе «Развитие города Сочи, как горно-климатического курорта» была построена Центральная автомагистраль города Сочи «Дублер Курортного проспекта». Заказчик работ ФГУ «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства» (с 31.03.2014 Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства»).
Специалисты ЗАО «ПЕТЕРБУРГ-ДОРСЕРВИС» разработали проектную и рабочую документацию 3-ей очереди «Дублера Курортного проспекта».
Начало трассы 3-ей очереди «Дублера Курортного проспекта» принято у р.Сочи на ул.Чайковского. Конец трассы по заданию – 172 км федеральной автомобильной дороги «Джубга – Сочи» в районе пересечения с р.Псахе. Дорога относится к категории магистральной улицы общегородского значения непрерывного движения с четырьмя полосами, разделительной полосой и расчетной скоростью движения 75 км/ч. Общая длина трассы
5316 м, длина четырехполосной эстакады 1056 м, длина тоннелей 2921 м.
Трасса проходит в одном коридоре с проектируемой железной дорогой и в обход оползневых участков, с минимальным занятием особо охраняемых земель национального парка и сносом жилых строений – за счет строительства эстакад и тоннелей.
Участок прохождения трассы характеризуется сложным рельефом местности, наличием существующей плотной застройки территории. Кроме того, большое количество тектонических разломов усложняло выбор конструкций искусственных сооружений и способы их сооружения.
На стадии проектирования рассматривалось четыре варианта проложения трассы. Был выбран наиболее оптимальный, с 3-мя двухочковыми тоннелями, эстакадами и двумя транспортными развязками в разных уровнях.
Основные преимущества выбранного варианта:
– трасса проходит в одном коридоре с проектируемой железной дорогой;
– имеет наименьшую протяженность эстакад;
– минимальный снос, за счет значительной протяженности тоннелей.
Факторы, усложняющие проектирование по принятому варианту:
– пересечение существующего железнодорожного тоннеля (постройки 1914 г.) с проектируемым тоннелем автомобильной дороги, что потребовало проведения дополнительных мероприятий для обеспечения сохранности железнодорожного тоннеля;
– максимальное протяжение тоннелей;
– наличие большого количества тектонических разломов.
В составе всего участка Дублера Курортного проспекта наиболее протяженным является 3-й тоннель под номером №8 – 1525м.
При строительстве автодорожных тоннелей № 8 и № 8а впервые
в России был применен передовой метод крепления забоя и окружающего массива тоннеля с использованием стекловолоконной арматуры АDЕСО RS. Данный метод заключается в использовании специальных стекловолоконных элементов в качестве армирующих конструкций. Эти элементы армируют прилегающий к выработке массив грунта, тем самым укрепляя слабые грунты, в которых ведется сооружение тоннелей, и уменьшая деформации окружающего горного массива.
Строительство осуществлялось при постоянном техническом контроле надзорных органов, служб Заказчика и проектировщиков.
После ввода в эксплуатацию Дублер Курортного проспекта обеспечил:
• отвод автомобильных потоков с перегруженного существующего Курортного проспекта и других магистралей центральной части города, которые в силу своего специфического положения не имеют возможностей для своего развития;
• сквозной проезд автомобильного транспорта в режиме непрерывного движения через всю территорию г.Сочи, минуя наиболее ценную прибрежную часть города;
• связь со всеми основными внешними и внутригородскими автомобильными магистралями, что в свою очередь дает возможность для оптимальной организации движения и реагирования на внештатные ситуации.
Президент Российской Федерации В.В. Путин при оценке Дублера курортного проспекта сказал: «Очень сложное инженерное сооружение, сплошные тоннели. На мой взгляд, безусловно, это предмет нашей общей гордости. Уверен, что этим люди будут пользоваться не один десяток лет… Я очень рад, что в этой части нам удалось много сделать».